Современные международные проблемы детства. Социальные проблемы детства в современной россии. Не надо идеала

Современный мир — это мир компьютерных технологий и всевозможных инноваций в мире техники и науки. Сегодня каждый без исключения ребенок, даже самый маленький находит общий язык с техникой. И очень многие дети предпочитают общение в социальных сетях, исключая живые встречи со своими сверстниками.

Реальный пример из жизни:
Маленький Мишенька 4 лет, уже хорошо разбирается в компьютерах. И с удовольствием сидит(или лежит) на диване с планшетом, смотрит мультики, играя в игры… А на улице замечательная погода, тепло и солнечно. Но ему это не интересно… А ещё, старшая сестра, Катюша, 12 лет, уже достаточно большая девочка, и казалось бы уже многое в чем могла помочь маме по дому. Мама работает, приходя с работы бежит покормить и проверить старенькую бабушку в соседнем подъезде. Потом приготовить ужин, помыть посуду, убраться и тд. А тем временем Катюша, вместо того чтобы помочь маме – играет с телефоном (гаджетом)…
И помогать маме не желает.
Как же быть? Мама устала, и ей проще всё быстро сделать самой, чем уговаривать помочь….
Знакомая ситуация?
Что же делать?

Этот вопрос задают сами себе множество родителей и находятся в замешательстве при выборе стратегий воспитания и мер наказания. Существует множество методик, которые позволяют стать более опытным родителем. Прибегая к ним можно улучшить, а во многих случаях и полностью искоренить поведение и привычки детей, которые раздражают или беспокоят.

Проблемы, с которыми сталкиваются современные родители:
Почему воспитание детей в современном мире стало довольно сложным занятием, а родительские обязанности стали еще больше?
Сегодня проблемы, с которыми сталкиваются родители, в значительной степени отличаются от тех, с которыми имели дело наши родители. Существует огромное количество причин, по которым родители испытывают стресс.
У многих людей небольшие семьи, состоящие всего из трех или четырех человек и нет по близости родственников, которые смогли бы придти на помощь. Родители должны исполнять огромное количество разных обязанностей, особенно в семьях, где оба работают и работают по 20 часов в день, чтобы обеспечить лучшую жизнь для своих детей, порой даже забывая о том, что у них есть дети. Внимание является неотъемлемой частью в воспитании ребёнка.
Нет внимания и ребёнок предоставлен сам себе и не редко это и является основной проблемой в воспитании детей, с которой сталкиваются родители.

Современные технологии отняли у родителей возможность полностью «забыться». Все возможные гаджеты попали во все области жизни. С одной стороны, все коммуникации способны облегчить жизнь, с другой стороны, родители вынуждены реагировать на них постоянно.
И дети всё больше и больше находятся в интернете, и всё чаще общаются в соц.сетях, забывая о живом общении и играх.

Ещё один стресс для родителей — это количество различных кружков для их чад, и многие уроки начинаются уже в детсадовском возрасте. Родители хотят дать своим детям все самое лучшее и полезное . Поэтому многие считают, если их ребенок посещает, как можно больше секций и кружков он будет более развит и не задумываются о том, что просто-напросто перегружают своих детей. В итоге у ребенка пропадает интерес ко всем этим занятиям, он становится раздражительным и не управляемым. Как так родитель хочет для него лучшей доли, а он ещё противится этому. И на этой почве не редко возникает конфликт между родителями и детьми.

Ради безопасности детей, из-за всевозможных угроз из внешнего мира многие родители запрещают детям выходить на улицу, и им ничего не остается, как сидеть за компьютером в интернете. А интернет, как известно, несёт не меньше угроз для детей.

Современные родители , испытывают стресс и по любому поводу начинают обвинять, ругать, осуждать и кричать на детей, чтобы уложиться в определенный срок. Так же поведение родителей во многом влияет на детей. Родитель, который оказывает положительное внимание на своего ребёнка, а именно даёт ему заботу, ласку, объятия, улыбку, вместо раздражения и критики по поводу и без, получает в ответ такие же положительные эмоции и от ребёнка. Хвалить ребёнка нужно как можно чаще, даже если он делает, что- то не совсем правильно. Но все-таки он это делает самостоятельно и учится методом проб и ошибок. От этого он становится более уверенным в себе и чувствует поддержку со стороны родителей. И все остаются довольными и дети и родители.
А ребенок, который большую часть времени слышит упрёки в свой адрес и получает раздражительные взгляды, становится не уверенной в себе личностью, не способной порадовать своих родителей и заслужить их доверие.

Основные стратегии воспитания современного ребенка:

И так разберемся, как же надо правильно воспитывать современного ребенка, что бы он мог слушать и слышать своего родителя.
Одна из главных задач для родителей – это для начала выделить проблемные зоны в семье, но не нужно пытаться решить все проблемы за один раз, если их много. Важно найти время, чтобы вместе обсудить существующие проблемы в семье и решить, что нужно изменить.
Для многих родителей одна из самых неприятных вещей в семейной жизни – это то, что им приходится повторять свои просьбы по много раз. Чтобы этого не происходило, нужно позитивно подходить к каждому вопросу воспитания.
Чтобы ребенок вас услышал, необходимо изменить свое поведение и добиться того, чтобы ребенок услышал все то, что от него хотят.

Нужно перестать делать то, что делаете и подойти к ребенку, чтобы он увидел вас;
Подождите, пока ребенок закончит то дело, которым он занят;
Дайте ребёнку указание – только один раз;
Пусть он его повторит;
Стойте и ждите;
Хвалите ребенка и тоже научитесь его слушать и прислушиваться к нему.

Если изменить, прежде всего, своё поведение, ребёнок научится слышать, слушать и понимать, не забывая о том, что нужно слышать и понимать его в ответ. Только тогда можно добиться успехов в воспитании ребёнка.

1. Компьютер и всевозможные инновации – это замечательно, Но злоупотреблять ими в детском возрасте нельзя. Не более 1-2 часа в день. Иначе ребенок становится раздражительным, капризным. Не желает никого слушаться, ни хочет помогать.
2. Старайтесь больше проводить время с ребенком. Гулять на свежем воздухе.
3. Заинтересуйте его чем-нибудь, сходите вместе в театр, на выставку и тп.
4. Играйте в подвижные игры.
5. Пусть дети чаще общаются со своими сверстниками.
6. Приучайте помогать взрослым, маленьким, более слабым. Развивайте доброту и добрые качества ребенка.
7. Приучайте любовь к животным, учите любить мир природы. Научите детей любить и заботится о них.
8. Развивайте любовь к труду. Пусть ребенок видит как трудятся взрослые, дайте возможность помочь. И похвалите его.

Все перечисленные мной советы нужно выполнять. И тогда ребенок научится ориентироваться в жизни, найдет в ней свое место. Вырастит счастливым человеком и полезным обществу (как это не банально и звучит).

Развивайте в нем такие качества как: доброта, ум, любовь, любовь к родителям, любовь к старшим, пожилым, слабым и беззащитным. Что бы он мог в любую минуту прийти на помощь.
Формируйте любовь к природе и к братьям нашим меньшим — животным. Научите видеть красоту природы.
Формирование у детей доброго и бережного отношения к окружающему миру не появляется само по себе. Его надо воспитывать.
И формировать все эти качества надо на понятном, близком и доступном им (детям) содержании. Материальная основа такого содержания должна действительно принадлежать детям и находится в их полном распоряжении (игрушки и тп.).

И ваш ребенок вырастет добрым, честным, трудолюбивым и порядочным человеком!

Надеюсь моя статья кому-то поможет. Будьте счастливы!

Миронова В.Д.

Статусы, фото и картинки, посвященные советскому детству, вызывают у нынешних родителей ностальгию и горькое «А вот сейчас…». И дальше идет речитативом: соцсети, смартфоны, не читают, не любят природу, потерянное поколение, вот мы в их возрасте… Свалить все на растлевающее влияние прогресса – проще простого. Во времена нашего детства эту роль с блеском играла «плохая компания», помните? «Мой Петенька – золото, добрый и послушный. Это на него дружки так влияют, двоечники-бездельники», – причитали матери местных хулиганов. А значит и Петенька ни при чем, и ответственность с себя можно снять. Ну, что тут сделаешь?

Не надо идеала

С гаджетами зачастую то же самое: в наше время их не было, все сплошь ходили в библиотеки, играли в резиночки и собирали металлолом. А вот сейчас… И все – ситуация объявляется безнадежной, а мама уходит, заметьте, не в библиотеку или за металлоломом, а в соцсеть – лайкать картинки с советскими школьниками, играющими в классики.

А ведь для начала хорошо бы вспомнить свое собственное детство. Так, по-честному, без лубка и идеализации. Да, были резиночки и казаки-разбойники. Но были и карты, сигареты тайком и матные анекдоты, которые травили «взрослые» шести-семиклассники. И они, положа руку на сердце, не очень-то читали книги. Да, мы смотрели добрые мультфильмы про Карлсона и дядю Федора. А «Санту-Барбару» и «Просто Марию», когда они только появились – разве нет? Да, мы ценили друзей не за смартфоны – их не было. Но разве не мы же чуть позже собирались у одноклассника поиграть в невероятно крутые Денди и Сегу, просиживая часами за виртуальными битвами?

Всегда были те, кто строил скворечники и переводил бабушек, и те, кто мусорил в подъездах и бил лампочки. Как и сейчас множество детей занимаются спортом и танцуют, пишут рецензии и эссе, учат языки и помогают старшим. А проблемы – они не в современном мире, а внутри семьи, ребенка, школьного коллектива. И если начать с них, эффект будет куда лучше.

Профилактические меры

Но проблему компьютерной зависимости никто не отменял. Да, много школьников и подростков буквально живут в виртуальной реальности. Часто – в ущерб реальности обычной. Что можно сделать, чтобы это предотвратить?

1. Отсутствие проблем с общением и самореализацией

Психологи говорят, что часто в связке «не интересует реальный мир» и «сидит за компьютером сутками» родители путают причинно-следственную связь. Гаджет – не злобный маг и чародей, способный превратить умненького, активного общительного и веселого ребенка в бледного Кащея, чахнущего над смартфоном. Зависимость и нездоровое пристрастие начинается с проблем в реальном, не компьютерном мире. Нет интересов, не получается найти общий язык с ровесниками, одолевает чувство одиночества – и ребенок прибегает к самому простому и доступному средству занять себя. И начинать надо не с сейфа, где хранятся ноутбуки, а с разговора и решения внутренних проблем.

С малышами, которые цепляются за мамин телефон и требуют игрушку, зачастую то же самое: ребенка не учат играть, познавать мир, рисовать, а чтобы не мешал, занятая мама дает «на пять минуточек» такую интересную штуку с волшебным экранчиком. А потом, месяц-другой спустя, сокрушается: «Что делать? Как отучить?». Ответ – не просто не приучать, а показать альтернативу. Действительно интересную, а не «займись же чем-нибудь!».

2. Отсутствие запретного плода

Есть, есть такие дети – немного, но все-таки. Им из принципиальных соображений не покупают «эту пошлую Барби» или «эту ужасную кофточку со стразами», а потом – жестко ограждают от гаджетов. Телефон – чтобы звонить! Возьми старый папин и не возмущайся. Они не возмущаются и даже поддакивают: да, конечно, а вот Маше подарили айфон, и она им так гордится, было бы чем. Дети вообще часто говорят то, что мы хотим услышать. А на перемене хвостиком ходят за машей-сашей-пашей, в надежде, что им дадут поиграть.

Когда взрослый принципиально отказывается от перепотребления и модных вещей, это его выбор. Когда навязывает ребенку – это опять его, взрослого, выбор. И создание очередной детской мечты, запретной и сладкой. Вспомните, что чаще всего, получив самостоятельность, срываются именно домашние девочки, которым надо было дома быть «ровно в девять».

3. Последовательность

Посмотрите, что делают и говорят родители: «Прочитай 20 страниц, потом пущу за компьютер». «Будешь хорошо учиться – получишь планшет на окончание года». Чему здесь присвоен статус скучной обязаловки, а чему – статус награды?

И откуда говорит это большинство пап и мам? Из-за экрана монитора или уткнувшись в планшет. Мы говорим о том, как прекрасен мир вокруг, как хорошо ходить в гости и гулять, а сами заходим разве что на чьи-то странички. А ведь то, что ребенка учат не слова, а родительский пример – прописная истина.

Помогите чаду найти баланс между пользой и развлечением, между виртуальным и реальным – на собственном примере. Ведь новые технологии дают массу полезных и интересных возможностей: искать книги и фильмы, смотреть картины любой из мировых галерей, создавать свои фото. Перефразируя известный афоризм, тот, что про деньги, гаджеты – плохой господин, но хороший слуга. Не лучшая цель, но во многих случаях – отличное средство.

Марина Беленькая

Несмотря на охват ребенка разнообразной воспитательной и образовательной деятельностью со стороны государства и семьи. В конце ХХ в. появился ряд научных работ в которых возникла проблема потери специфики детства – исчезновение специфических особенностей, различий детей, проявлений субъектности и самобытности каждой отдельного ребенка, того, что свойственно именно детству и выделяет мир детей от мира взрослых. Или их замена на различия подростковой субкультуры или культуры взрослых.

К признакам потери специфики детства можно отнести:

  1. Исчезновение определенных элементов детской субкультуры (детского фольклора, традиционных детских игр и т.п.) или замена их на элементы подростковой субкультуры и культуры взрослых. Это приводит к невозможности ребенка развиваться присущим ей способом.
  2. Преобладание у детей взрослых видов деятельности, исчезновения или недостаточный проявление собственно детских видов деятельности (катание на качелях, подвижных игр, живого общения со сверстниками, чтение детской литературы и т.д.). В результате чего теряется детская индивидуальность.
  3. Потеря детской инфраструктурой (детскими газетами, журналами, книгами, едой, фильмами, одеждой, игрушками, сферой развлечений и т.д.) ее сугубо детских особенностей, не учитывание в ней особенностей детского развития.
  4. Переориентация в формировании психической пола личности ребенка с четко фиксированной поло-ролевой модели на инверсионную модель (маскулинную для девушек и феминную для мальчиков).
  5. Снижение уровня когнитивного развития детей, их природной любознательности, желание читать и узнавать новое, особенно свойственно детям в период детства.
  6. Преждевременное взросления современных детей. В современных условиях детство все больше приближается и напоминает мир взрослых. И это может привести к тому, что сама социальность детства может быть разрушена.

Среди причин потери специфики детства можно назвать следующие:

– Разрушение институтов социализации (семьи и детской сообщества) и изменение способов передачи культуры: непосредственный способ (через взрослых и детей) и способ передачи через культурные орудия (книги, игрушки, произведения искусства) заменяются телеэкранными способами и телеэкранной социализацией;

– Либерализация половой морали и деморализация детской субкультуры взрослым сообществом. Из-за ослабления влияния семьи и внедрения унисексуальнои модели половой социализации дети меньше ориентируются на романтическую любовь, ценности семьи, а больше – на «сексапильность»;

– Противоречивое отношение к детству; игнорирование взрослыми всех аспектов детской жизни, кроме тех, которые, по их мнению, ведут к успеху;

– Наличие и широкое распространение медиа-среды. Телевидение и компьютер стирают границу между детством и взрослой жизнью, ведь они не требуют обучения для их понимания и не различают целевую аудиторию

– Раннее знакомство детей со взрослым информацией (пропаганда цинизма, сексуализации, культа денег, силы, вседозволенности). Которая сложно воспринимается ими, не отвечает уровню их развития, но укореняется в память детей. Это приводит к трансформации их системы ценности, усвоение «экранных» образцов поведения, критериев красоты и справедливости;

Причины потери специфики детства можно назвать следующие:

– Появление вещей для детей (индустрии развлечений, одежды, еды), но созданных как для взрослых. Дети постепенно лишаются детскости и все больше становятся похожими на маленьких взрослых. Их товары, развлечения все больше напоминают взрослые вещи, уничтожает детскую индивидуальность и самобытность;

– Демографический кризис и снижение многих показателей качества жизни детей по их физического, психического и нравственно-духовного здоровья гуманное отношение ребенка к предметному и социальному миру, субъективное психоэмоциональное благополучия, добра, оптимистичная картина мира детей;

– Возникновение общественных движений, выступающих против рождения детей, а также общественных движений. Которые стремятся уравнять в правах и возможностях детей и взрослых людей. Это приводит, с одной стороны, к нежеланию взрослых общаться с детьми и вообще иметь детей. А с другой стороны – к одностороннему воспитания (детям предоставляются права, но они не имеют обязанностей), что приводит к формированию безответственной личности;

– Ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности детей;

– Низкий уровень духовного развития людей, их низкая культура чтения, неразвитые и неразборчивые познавательные интересы.

Таким образом, современное детство находится под влиянием ряда факторов (разрушение семьи и детской сообщества, демографического кризиса, процессов информатизации и виртуализации, формирование потребительских моделей поведения, индустрии детства и т.д.) и др.. Это значительно меняет его специфику (исчезают элементы детской субкультуры и сугубо детские особенности в детских вещах, снижается уровень игровой активности и когнитивного развития детей и т. д.).

Общества различаются по тому, какая возрастная группа обладает наибольшим статусом. В традиционных культурах статус индивида неуклонно повышается с числом прожитых лет, и старики обладают абсолютным авторитетом. В индустриальном обществе наибольшее влияние имеют трудоспособные взрослые, оттесняя пенсионеров на периферию. В современном обществе, в котором наибольшей ценностью становится юность, принадлежность к молодому поколению становится ценностью на рынке труда. Специфику современного индустриального и постиндустриального общества составляет всевозрастающая скорость изменений, а разрыв между культурой различных поколений все больше усиливается. В 70-х гг. XX столетия по мере роста скорости изменений во внешней среде внутренние различия между молодежью и стариками неизбежно становятся все более заметными. Темп изменений становится настолько интенсивным, что несколько лет разницы дает большие различия в жизненном опыте человека. Молодое поколение как носитель самых современных знаний и лучше подготовленное к будущему приобретает более высокий статус, чем их родители. Взрослые начинают подражать детям, осваивать их стиль одежды, их жаргон, слушать их музыку. Стало модным снимать большие игровые фильмы для взрослых по мультфильмам и компьютерным играм.

Детское видение мира в настоящее время становится универсальным . Интерес к детству проявляется все более пристально , а образ ребенка занимает все более значимое место в мире взрослых.

Глубинные изменения современного детства раскрыты и глубоко проанализированы Д. И. Фельдштейном. Смысл этих изменений, вскрытый им, - «цивилизационный слом»: «...возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывает массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей». «Весьма тревожно, что... наблюдается отстранение взрослого Мира от Мира детства. По сути, дети сегодня вышли из системы постоянного контакта со взрослыми», - считает Д. И. Фельдштейн. К наиболее тревожным факторам, определяющим глубинные изменения растущих людей, относят: 1) маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление; 2) адопцию (усыновление), отрывающую ребенка от культурных традиций общества и его истории; 3) маргинализацию - неравный доступ к образовательным ресурсам, рост девиаций и многое другое. Современные исследования показывают, что ребенок стал другим. Д. И. Фельдштейн выделил 13 позиций, раскрывающих эти изменения:

  • 1) снижение когнитивного развития детей;
  • 2) снижение энергичности детей, возрастание эмоционального дискомфорта;
  • 3) обеднение уровня развития сюжетно-ролевой игры, что приводит к недоразвитию мотивациоппо-потребпостной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
  • 4) снижение детской любознательности и воображения;
  • 5) дефицит произвольности;
  • 6) недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер;
  • 7) приобщение детей к телевизору с раннего возраста имеет тяжелые последствия, таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция;
  • 8) обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
  • 9) увеличение детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности;
  • 10) интенсификация натиска информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета.

Факторы интенсивного изменения детства . В больших российских городах у современных детей не оказалось дворов - «пространства жизни с воздухом свободы» (Б. Окуджава), а в сельской местности - игровых околиц. Детские психиатры и психотерапевты говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы.

Демократизация детской жизни , юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего традиционную для всех культур - игру со сверстниками.

Ценность детей и брака , формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизнь семьи «ради детей» - и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «...ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости, - таков парадокс нашего времени».

Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка (рост потребления товаров и услуг, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений - книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) - и снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями его бытия, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм).

К существенным издержкам процесса социализации современной молодежи относят выраженный инфантилизм значительной ее части, который вызван особенностями игрового сознания, убежденного в своей защищенности от обязанностей и тягот повседневности. Игра с действительностью, или игра в иллюзорный мир, что выражается в модных молодежных сообществах, живущих по законам виртуальной реальности, в длительной материальной и бытовой зависимости от родителей и т.д., основывается на затаенном желании отказаться от тех социальных прав, реализация которых связана с практически-ориентировапными усилиями и вместе с этим от прав и обязанностей, предполагаемых «взрослой» жизнью.

Право на детство гипертрофируется до права на вечное детство , что, по сути своей , есть отказ от права на взрослость.

Произошли серьезные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей - появление новых , очень сомнительных ценностей , негативный сдвиг мотивов и т.д. В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Сведены к минимуму структуры, обеспечивающие формирование детского социума, в частности различные детские самодеятельные объединения, значение которых не может быть перекрыто различными предметными секциями, кружками и другими внеклассными формами воспитательной работы. Дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой в разных возрастах, в организации особых социальных структур, значимых как во взрослом, так и в детском мире. При отсутствии подобных позитивных структур потребность в связях со сверстниками подрастающие дети реализуют в субкультурах определенных групп, в стихийных объединениях, в малых, часто с негативной направленностью, группах, проявляясь по-своему в массовых шоу и дискотеках.

Современный ребенок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, смартфоном, планшетом и другими электронными средствами. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Дети схватывают самый высокий , достигнутый уровень. Между тем для взрослых задачи эти еще находятся в процессе разработки , заключают процесс решения. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и пр., ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления их взрослыми.

Сложилась трудная и неадекватная потребностям детей и задачам воспитания ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связано с большей доступностью информации, с тем, что почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, появилась определенная независимость детей. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. При этом дети старших возрастов - подростки и старшеклассники - сохраняют реально в глазах близких взрослых и взрослого мира в целом положение ребенка. Дети не включаются в сферу деятельности общества и в обсуждение на доступном уровне тех экономических, экологических, социально- политических и других проблем, которыми живут взрослые.

В школе до сих пор не создаются в должной мере возможности включения детей в ситуации , требующие проявления ими личностной социальной активности , самоопределения и ответственности. Очевидно резкое противоречие между ускоренным общим социальным развитием детей, связанным с условным приобщением к миру взрослых, и закрытыми для них возможностями реального социального функционирования и реальных личностно значимых путей социализации и индивидуализации.

В современных условиях появилось и качественно новое обстоятельство, значительно усложняющее процесс становления личности растущего человека, как уже говорилось, - лавинообразная , неуправляемая , неконтролируемая информация с кино-, телеэкранов и экрана монитора компьютера, страниц журналов и газет разного уровня достоинства и сомнительности. Весь специально подаваемый ребенку материал от учебных предметов до нравственных установок, как бы широк он ни был и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком этой свободной информации.

Современное детство значительно растянулось во времени , удлинилось в развитых странах за последние 100-130 лет на 1/3 - с 12 до 18-летнего рубежа. Одновременно происходит все более динамичное развитие внутри каждой ступени (стадии) детства.

Возникли серьезные проблемы нравственного воспитания : очевидные симпатии и доверие части детей к «новым ценностям» - прагматизму и индивидуализму на фоне настойчивых призывов быть конкурентноспособным и успешным, часто любой ценой; рост агрессивности , безнравственных поступков , случаев насилия по отношению к сверстникам, взрослым, педагогам. Агрессивность и нечуткое отношение к людям констатируют и зарубежные исследователи. Анализируя «мотивы все возрастающей жестокости школьников», современный японский исследователь С. Мураяма приходит к выводу: «Дети, совершившие жесточайшие преступления, ничем не отличались от сверстников: ни в семейном, ни в психологическом, ни в экономическом отношении - такие же, как все». Бесчеловечность их поступков он объясняет опустошенностью их внутреннего мира, потерей чувствительности к живому: это «люди с синдромами робота». Способствуют этому и многие современные игрушки - куклы Барби, монстры, зомби и т.п., создающие антигуманную игровую среду. Все это свидетельствует о необходимости разработки экологии детства , направленной на разработку путей решения проблем детства и создания для детей комфортной и благополучной среды обитания и жизнедеятельности.

Детство является социальным феноменом, но идея Детства свойственна далеко не каждому обществу. Нейл Постмен в своей книге «Исчезновение детства», ставшей бестселлером, зловеще-фаталистически предполагает, что если «идея детства» появилась на определенном этапе человеческой истории, то она может и исчезнуть. Нечто подобное уже происходит в современном мире. Исчезает детская одежда, детские игрушки и игры все больше носят ярко выраженный характер атрибутов и действий Мира Взрослых, причем не всегда лучших. Детские пороки и преступность мало чем отличаются от взрослых.

Четкое понимание всех очерченных проблем, их антрополого-педагогический анализ и осмысление направлены на поиск реальных путей решения проблем современного детства.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем проявляется универсальность видения мира современными детьми и как это влияет на мир взрослых?
  • 2. Дайте характеристику и проиллюстрируйте примерами глубинные изменения современного детства.
  • 3. Обоснуйте пути нейтрализации отрицательных факторов интенсивного изменения детства.
  • 4. Я. Корчак сформулировал требования ребенка к взрослым. Как вы думаете , они соответствуют современным детям ? Обоснуйте свое мнение.

«Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших “побед”.

Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Пусть мои страхи и опасения нс вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Если вы мне говорите , что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что нс годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

Я чувствую , когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне - я буду доверять вам.

Никогда даже не намекайте , что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все с глазу на глаз.

Не беспокойтесь , что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Будьте внимательны , когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

Относитесь компе также , как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Мне важно знать от вас , что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет».

Перечислены не все требования, названные Я. Корчаком. Какие еще требования может предъявить современный ребенок к взросльш ?

1. Детство как комплексная проблема

Мир детства сложен и содержит в себе другие миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как познает добро и зло? Как возникает и развивается его личность? Когда и как становится независимым?

Это мир предметов, мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как соотносит свои ощущения с вызвавшими их предметами? По каким признакам отличает реальность от фантазии?

Это мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями, культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Понять детство вне его истории невозможно. Как и когда возникло современное детство? Чем оно отличается от детства наших далеких предков? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?

Детство - всем хорошо известное, но (как это ни странно звучит) малопонятное явление. Термин "детство" используется широко многопланово и многозначно.

Детство в индивидуальном варианте - это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние "до взрослости". В обобщенном - это совокупность детей разных возрастов, составляющих "довзрослый" контингент общества.

Специального определения детства нет в философских, педагогических, социологических словарях. В психологическом словаре есть определение детства как термина, обозначающего 1) начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста); 2) социокультурный феномен, имеющий свою историю развития, конкретно-исторический характер. На характер и содержание Детства оказывают влияние конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества.

Д. И. Фельдштейн в книге "Социальное развитие в пространстве - времени Детства" отмечает, что обобщенное наименование - Детство - чаще всего употребляется в социально-практическом, социально-организационном плане. При этом автор подчеркивает, что отсутствует научное определение Детства (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта субстанциальная сущность Детства. "Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов - физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком (в рамках Детства) ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути".

В развитии общества и человека все более остро вырисовывается задача углубления познания Детства, причем не только и не столько его отдельных особенностей, индивидуальных и общих аспектов поведения. По словам Д. И. Фельдштейна, "главным становится раскрытие закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру".

Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый мир.

Речь идет об отношении мира Взрослых к Детству как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не "социальный питомник", а "развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и прочим социальным состояниям, в которых взаимодействуют дети и взрослые".

Д. И. Фельдштейн ставит вопрос, насколько актуально научное определение Детства как особого объективно существующего социального явления, имеющего свои конкретные характеристики и занимающего совершенно определенное место в обществе. Можно ли рассматривать Детство не только как совокупность множества детей и не просто как объект воздействий Взрослого Мира, а как особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных функциональных связях с этим миром. Д. И. Фельдштейн отмечает, что важно "вычленить реальный смысл Детства как особого состояния развития в обществе и как обобщенного субъекта, целостно противостоящего Взрослому Миру и взаимодействующего с ним на уровне субъект-субъектных отношений".

Исключительно важным представляется дифференцированный подход к средовым характеристикам Детства - культурного контекста его развития. В этом плане особую значимость приобретает исследование реальной социальной среды, в которой практически находится и формируется Детство в целом. Отсюда перспективным становится выделение особого целостного состояния Детства как саморазвивающегося субъекта, постоянно выступающего в качестве такового в отношениях со Взрослым Миром.

М. В. Осорина в книге "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых" отмечает, что любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке, материализована в планировке человеческих поселений и организации внутреннего пространства жилищ. Каждое новое поколение получает в наследство определенную модель мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека и одновременно объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребенок, с одной стороны, получает от взрослых, активно усваивает из культурно-предметной и природной среды, с другой стороны, активно строит сам, в определенный момент объединяясь в этой работе с другими детьми.

М. В. Осорина выделяет 3 главных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка: 1) влияние "взрослой" культуры; 2) личные усилия самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности; 3) воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей.

Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие "детская субкультура" имеет место в психологическом словаре.

Детская субкультура трактуется в широком смысле - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, "осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные варианты - элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и прочие, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Детство отличается рядом специфических особенностей не только как определенное состояние, но и как особый процесс. Д. И. Фельдштейн отмечает, что все более остро вырисовывается задача познания детства с точки зрения раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры самого процесса, "развития ребенка в Детстве и Детства в обществе, выявление скрытых возможностей этого развития в саморазвитии растущих индивидов, возможностей такого саморазвития на каждом этапе Детства и установление особенностей его движения к Взрослому Миру". Проблема развития, как известно, одна из наиболее сложных и постоянно актуальных во всех сферах научных знаний - в философии, социологии, психологии и др. Основанием развития Детства выступает деятельность, проблема которой, в свою очередь, является одной из наиболее актуальных, сложных, обсуждаемых в системе научных знаний, прежде всего философских, культурологических, психологических, педагогических и т. д.

Философской проблемой, несомненно, является мир детского сознания, духовная жизнь ребенка. В книге "Ребенок открывает мир" Е. В. Субботский пишет: "Мир детского сознания недалек. Он рядом, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка. Говорит нам его голосом. Выражает себя в его поступках. Как заглянуть в этот мир? Способ только один: жить, говорить, действовать с его посланцами-детьми. Хотя бы "извне", косвенно по признакам, намекам "расшифровывать" его. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания. Не заглянув в этот мир, нельзя не только воспитывать других - невозможно понять самого себя".

Профессор В. В. Зеньковский много внимания уделяет душе ребенка, его личности, считает ошибочным мнение, что душа ребенка схожа с душой взрослого. По его мнению, личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которой лежит во внеэмпирической сфере; с первых дней жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но с годами достигает своего полного и адекватного выражения.

В.В. Зеньковский выделяет в детской личности две стороны: одну - ясную, поверхностную, изменчивую, а другую - темную, глубокую, маломеняющуюся. Эмпирическая личность долго развивается в независимости от этой темной стороны души, но придет час, когда этот дуализм, это раздвоение становится невыносимым, и тогда начинается период борьбы с самим собой.

Невинность детской души выражает то, что дети в своей эмпирической личности не являются настоящими субъектами своей жизни, их сознание не смущено самопроверкой; лишь в чувствах стыда и совести закладываются первые эмпирические основы самооценки, первые зачатки отнесения именно к эмпирической личности своих "поступков". Детская иррациональность есть обратная сторона того, что в детской душе доминирует эмоциональная сфера; интеллект и воля занимают второе, часто служебное, место, настоящий же центр личности лежит глубже их. Господство реального "Я", слабая власть эмпирического "Я" ведет к тому, что в детях нет ничего искусственного, намеренного, нет никакой подправки; дитя непосредственно следует всем своим влечениям и чувствам, и как раз благодаря этому детство полно настоящей духовной свободы. Эта внутренняя органичность, по словам психолога и философа, придают детям то очарование, которое с детством навсегда отлетает от нас.

К. Юнг в книге "Конфликты детской души" отмечает, что душа ребенка до стадии сознательного "Я" вовсе не представляет собой нечто пустое или бессодержательное. Не только тело, но и его душа происходит из ряда предков. Душа ребенка использует не только фоновые условия психологического мира родителей, но и, в еще большей мере, бездны добра и зла, таящихся в человеческой душе.

К. Юнг дает свое понимание личности ребенка: то, что понимается под личностью вообще, а именно: определенная способность к сопротивлению и наделенная силой душевная целостность это и есть идеал взрослых. Личность - это не зародыш в ребенке, который развивается лишь постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства.

Г.С. Абрамова вводит понятие "философия жизни" в контексте детства. Она пишет, что с момента рождения ребенок сталкивается с конкретными формами "философии жизни", задающими границы между жизнью и смертью, между живым и неживым. Она отмечает, что встреча ребенка с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего ее качества - времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвая собака, мертвый цветок останавливают для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей - жизни - смерти, обозначающей начало и конец. Понятие "философия жизни" конкретизируется в переживаниях. Ценности жизни ребенка, ценности жизни другого человека, ценности жизни вообще, а также в другом ряде переживаний - ответственность за жизнь, за живое, переживания по поводу источников собственной жизни.

Э. Агацци в статье "Человек как предмет познания" пишет о том, что много проблем и аспектов человеческого бытия не может быть рассмотрено сквозь призму науки, но тем не менее требуют исследования.

И. С. Кон к проблемам, не подвластным эмпирическому анализу, относит тайну человеческого "Я". "Каждый человек - уникальный и неповторимый мир в себе, который не может быть выражен ни в какой системе понятий. Но этот уникальный внутренний мир воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим. Открытие "Я" - не одномоментное и пожизненное приобретение, а серия последовательных открытий, каждое из которых предполагает предыдущее и вместе с тем вносит в них коррективы". Эти слова, несомненно, относятся к Детству.

Во вступительной статье к книге "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре" В. В. Абраменкова пишет: "Понимание детства как особой психосоциокультурной категории, не вмещающейся в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований: по экологической психологии развития ребенка, по этнографии детства, по социологии детства, экологии детства и, в соответствии с духом времени, - виртуальной психологии детства".

И. С. Кон в книге "Ребенок и общество", представляющей собой теоретико-методологический анализ современного состояния этнографии и истории детства, пишет: "Раздельное изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, истории семьи, культурной и психологической антропологии (этнографии), истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает очень ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез".



Случайные статьи

Вверх