Проект про камни урала в подготовительной группе. НОД: Уральские самоцветы, старшая группа. Черный с зеленоватым оттенком

Участники проекта :

Реализация : воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В.

Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Масштаб проекта :

По срокам реализации – краткосрочный (6 месяцев)

По количеству участников : 20 детей, 22 взрослых

Основание для разработки проблемы

Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной, природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-Это язык русской Одиссеи. А сам «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры. М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете.

Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.

Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды в области историко-культурного наследия и традиций родного края.

Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем осуществления цели: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.

Сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Поэтому работа по ознакомлению воспитанников со сказами должна проводиться в рамках реализации педагогических задач:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.

Реализация проекта

Задачи

Мероприятия

Подготовительная работа

Срок

Ответствен-ный

1. Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.

1. Чтение произведений, занятия познавательного цикла (знакомство с писателем)

1. Составление конспектов занятий, подборка произведений.

Февраль - июль

воспитатель

2. Создание тематического альбома «П.П.Бажов – детям»

2. Подборка открыток, картинок, репродукций.

Апрель – март

Воспитатель, родители

3. Создание библиотеки в группе.

3. Работа с родителями по пополнению развивающей среды группового пространства.

Февраль - август

Воспитатели, родители.

Создание мини-музея «Уральские самоцветы»

2. Познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.

Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова. Русская Одиссея»

Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотечки,

накопление сувенирных групп, песенного репертуара.

Февраль - май

Воспитатель,

родители, муз рук.

Оформление информационного тематического стенда «Гора самоцветов»

Практикум «Знакомим дошкольников с родным краем»

3. Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала

Посещение Березниковского историко-художественного музея. Программа «В гостях у Великого Полоза»

Создание тематического альбома «Камни Урала»

Памятка родителям «Приобщение дошкольника к культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка»

Привлечение родителей к совместным культпоходам.

Июнь – август

Воспитатели

Воспитатели, родители

Совместное мероприятие с Краеведческой библиотекой «Родная книга»

Посещение передвижной выставки «Россыпи Земли уральской»

По результатам работы в рамках проекта ожидаются следующие результаты:

  • более полные представления о творчестве уральского сказителя П.П.Бажова, культуре и традициях родного края;
  • формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;
  • активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
  • развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.

Трансляция проекта

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Калининский детский сад»

Информационно-познавательный,

творческий проект для детей 4-5лет

«Удивительные камни»

в рамках тематической недели «Камни»

(с 11.07.2016 - 18.07.2016 г.)

Пустобаева Надежда Александровна

Тип проекта: познавательный.

Признак проекта: экологический.

По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (неделя).

6. Предмет изучения: предметы неживой природы – камни.

Основные направления проекта:

Познавательно-исследовательское.

Речевое развитие.

Художественно-эстетическое.

Цели и задачи:

1. Познакомить детей со свойствами разных камней.

2. Научить выделять признаки камней, классифицировать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения для характеристики их особенностей.

3. Узнать о многообразном использовании камней человеком.

4. Познакомить детей с камнями натурального и искусственного происхождения.

5. Познакомиться с новым - модульным - видом изобразительной техники.

6. Научиться создавать художественные образы на основе природных форм (камешков).

7. Научиться конструировать постройки по элементарному чертежу из камней.

8. Расширить представление детей об уральских самоцветах, природе и людях этого края.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе;

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты;

Слушание музыкальных произведений;

Презентации, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта:

игровая деятельность: дидактические, подвижные игры;

художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников (пластилинография, бумагопластика, творческие конкурсы.);

трудовая деятельность (сбор камней на участке детского сада);

НОД.

Ресурсное обеспечение проекта:

Методический инструментарий.

Наглядный материал:

а) камни настоящие и искуссвенные, на иллюстрациях;

б) настольно-печатные игры по экологии;

в) дидактические игры по экологии;

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

Деятельность педагога. Деятельность детей. Взаимодействие с семьёй.

1. Подбор литературы о камнях: стихов, загадок, пословиц, примет.

2. Выявление уровня знания детей о разнообразии камней.

3. Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

Предложить родителям принести для мини-музея поделку из камня и краткую информацию о камне, из которого сделана поделка.

Консультация для родителей «Уральские камни-самоцветы», «Техники росписи камней». Приложение 1, 4.

Презентация «В гостях у Изумрудика».

2 ЭТАП – реализация проекта

День недели

Формы работы

Цель

Понедельник

Просмотр и обсуждение презентации «В гостях у Изумрудика». У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Поэтому камни можно встретить везде.

Формировать познавательную активность детей при исследовании свойств камня. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков на камне.

Художественное творчество «Ягода» роспись по камню

Познакомить детей с декоративной оформительской техникой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый. Опыт №2. Цвет.

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

Музыка.

Слушание музыки: С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Знакомить детей с творчеством русского композитора. Расширять кругозор.

Вторник

Беседа « Мир камней».

Познакомить с понятиями «коллекция», «коллекционер» показать разнообразие камней по форме, цвету, величине, фактуре; создать условия для эмоционально-эстетического восприятия; вызвать восхищение удивительными природными творениями

Дидактическая игра: « Опиши камень».

Учить детей классифицировать камни по признакам.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий. Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий. Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий. Опыт №7 . Цвет.

Опыт №8. Звук.

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов.

НОД «Уральские камни»

Среда

Художественное творчество (лепка+рисование) «Гриб съедобный – несъедобный».

Развивать и поддерживать интерес к изобразительным заданиям. Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания с помощью разнообразных техник и материалов.

Тема: « Эти удивительные камни».

Способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению словаря,

Опыт №9 камень и гвоздь

Опыт №10,11, 12, 13 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней и их свойствами и назначением.

Чтение и обсуждение сказки П.П. Бажова "Каменный цветок".

Познакомить детей с творчеством русского народа. Учить эмоционально и выразительно передавать содержание прозаического текста в речи. Расширить представления детей о многообразии произведений, в которых воспевается красота камня, уважение народа к данному природному явлению.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом,

Четверг

Конструктивное творчество Тема: «Из чего построить дом?».

Развивать интерес к изучению камней, умение их исследования. Активизировать речь и обогащать словарь детей словами, обозначающими свойства предметов: камень: твердый, крепкий, тяжелый, не впитывает воду;

Опыт №13,14, 15, 16 свойства камней

Продолжать знакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, развивать навыки классификации.

Чтение и обсуждение сказки П.П.Бажова "Каменный цветок".

Продолжать знакомство с творчеством П.П. Бажова, его литературными героями.

Художественно-творческая деятельность. Выкладывание контурных рисунков камешками.

Развить умения и навыки работы с различными камнями, как с декоративным материалом, развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Дидактические игры с камнями: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд», настольно-печатные игры «Живая, неживая природа».

Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики.

Инд. работа «Собери камешки»

Профилактика плоскостопия (по желанию детей).

Создание мини-музея «Чудо земли уральской».

3 ЭТАП – заключительный.

    Выставка творческих работ « Грибы на поляне».

    Коллективная композиция, фотовыставка о детском творчестве «Ягодное угощение» (сотворчество родителей и детей).

    Выставка «Волшебное превращение камешков»

    Организация мини-музея «Чудо земли уральской».

Результаты проекта:

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоили нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Проявляют позитивное отношение к объектам природы.

4. 65% родителей проявили активное участие в реализации проекта, осознали значимость данного проекта для всестороннего развития детей.

УРАЛЬСКИЕ КАМНИ-САМОЦВЕТЫ.

На Урале, богатом камнями-самоцветами, с древних времен развивалось декоративно прикладное искусство - художественной обработки камня.

В глухих деревнях Урала, работали кустари-горщики, которые находили и извлекали из земли камень, а затем обрабатывали его в домашних условиях. Особый расцвет этого промысла приходится на начало XVlll века, когда на территории Урала появились первые фабрики по обработке камня.

На предприятиях обрабатывали малахит, орлец, яшму, мрамор, горный хрусталь, лазурит, змеевик и прочие камни.

Неповторимая красота уральского камня, богатое разнообразие и долговечность камня сделали его незаменимым для промыслов по изготовлению предметов роскоши и украшений.

Малахит - один из самых красивых минералов. Камень яркий, сочно окрашен в различные оттенки нежной зелени. Его отличает особый, неповторимый и бесконечно разнообразный, но только ему характерный рисунок. Достаточно легкой полировки небольшого среза камня, чтобы подчеркнуть природную красоту камня.

Родонит - камень цвета утренней зари. В камнерезном деле используется родонитовая порода - «орлец». Встречаются необычайно красивые экземпляры. Родонит - вносит гармонию в семейные отношения. Он обладает свойством воспламенять и поддерживать в человеке любовь к жизни. Камень помогает развивать скрытые способности и таланты.

Яшма самый распостраненый камень самоцвет. Расцветки камня разнообразны не только по основному цвету, но и по различным сочетаниям оттенков. Различные примеси образуют бесконечное множество затейливых рисунков на яшме. Встречаются даже яшмы с пейзажными рисунками.Яшма обладает особыми таинственными свойствами, считалась надежным оберегом.

Мрамор - камень сдержанных расцветок, но разнообразных оттенков и цветовых сочетаний. Камень мягкий и встречается на Урале по-всюду.

Горный хрусталь - необычный прозрачный кристаллический камень. Ослепительно белоснежные кристаллы завораживают блеском геометрически точных граней.Кристаллы горного хрусталя привлекают любовь, радость, удачу и благополучие.

Лазурит – удивительно яркий камень цвета синего звездного неба с искристые вкраплениями. Этот камень называли "камнем неба", и он был одним из самых дорогих камней. В древности люди видели в нем отражение высших небесных сил.

Змеевик - горная порода зеленого цвета с характерным рисунком, напоминающий следы от змеи. Очень сильный энергетик, дающий ощущение защиты, душевного равновесия и покоя.

Тёмный аметист

Дымчатый кварц

Уральский изумруд

Нефрит

Чароит

Бирюза

Опал

Все эти камни добывались простым народом, крестьянами и гранились ими на примитивных станках, частично увозились в Екатеринбург, где были ограночные мастерские.
Изделия из этих камней - визитная карточка Урала.
Их почти не коснулось ни время, ни мода, ни художественный стиль. Это шкатулки, брелоки, пресс-папье, печатки, разрезные ножи, ручки, овальные брошки, бусы и тому подобная мелочь. Вазы, чаши, пепельницы и другие изделия.

Приложение 2

Знакомство дошкольников с народными промыслами.

Конспект занятия-беседы «Уральские камни»

Предварительная работа. Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине. Организация выставки изделий и украшений из уральских самоцветов.

Цель. Воспитание у детей познавательной активности, расширение представления об окружающем мире в частности с народными промыслами мастеров Урала.

Задачи:

1. Познакомить детей с коллекцией камней и изделий из Уральского камня

2. Расширить знания детей о разнообразии и красоте Уральских камней

3. Развивать познавательную активность детей

4. Активизировать в речи ребенка,

5. Развивать творческие способности детей

Оборудование:

Коллекция камней

Ящик ощущений

Выставка изделий из камня

Лупы

Пластилин

Дощечки

Тарелочки

Разноцветные камушки

Картонная основа с пластилином

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводные слова воспитателя.

Чем Россия является для нас? (Ответы детей.)

Родиной

Но среди просторов нашей страны есть чудесный край.

Как называют его, узнайте, послушав стихотворение:

«Про него (Урал) говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал

И Бажова читал,

Тот у нас непременно останется».

(Л. П. Владимиров).

Правильно, молодцы! Урал это наш край, край где мы живём, наша Родина.

Издавна славится Урал своими поделочными камнями- самоцветами.

Я хочу вам показать коллекцию камней.

Полюбуйтесь – это богатство Уральских гор. Посмотрите, какие они разноцветные

Какие названия имеют эти камни? (Ответы детей).

Воспитатель: Неповторимая красота самоцветов, вдохновила уральского писателя Павла Бажова рассказать в сказке «Хозяйка-медной горы», сокровищах хранящихся в тайниках Урала.

Какой камень? Твердый или мягкий, тяжёлый или легкий, холодный или теплый, какая у него поверхность?

Рассмотрите камни потрогайте, погладьте.

Рассмотрите камни в лупу, расскажите, что видите (трещины, узоры, кристаллики)

А по твердости, они какие? (твердые)

А вы знайте, что не все камни одинаково твёрдые…

Как можно определить мягкость камня? (постучать, сжать, царапать)

Итак: изучив камень, что ты узнал о нём? (он светлый, блестящий, твёрдый) .

Родонит – «орлиный камень» на Руси считалось, что если положить кусочек родонита в колыбель ребёнка, он вырастит здоровым, сильным, смелым, зорким как орёл.

Яшма – «пёстрый», этот камень бывает разных цветов, зелёного, белого, коричневого цвета. На Урале камень-яшма всегда считался символом верной дружбы.

Малахит – называют русским камнем.

Змеевик – как ты думаешь, почему его так назвали? (он своей окраской похож на змею)

Селенит – это камень добывают только в Кунгуре.

Все камни разные они отличаются по цвету, форме, величине и даже по твердости. Вот, какую красоту создала природа нашего края.

Камни мы рассматривали и изучали для чего? (чтобы стать мастерами каменного дела)

Как мастера - каменных дел использовали красоту и особенности камня в своих работах?

Что можно сделать из камня?

Одни мастера из камня изготавливали различные фигурки, какой камень они для этого использовали? (мягкий селенит)

Другие красоту камня использовали в украшениях (бусы)

Люди настоящие мастера каменного дела научились видеть особенности камня, его красоту и сумели найти камню свое предназначение.

Попробуем быть мастерами каменных дел? Ребята, а вы хотите стать уральскими мастерами? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти путь к мастерской, извилистой горной тропой.

Физкультминутка: Дети выстраиваются друг за другом и выполняют действия в соответствии с текстом.

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем,

Не боимся мы преград.

Встрече с новым каждый рад.

Шире шаг, шагай смелей,

Вправо, влево повернись,

Самоцветными камнями

Полюбуйся, наклонись.

Впереди видна гора

Нам туда спешить пора

В мастерской нас ждут дела

Мы ребята-мастера.

Дети подходят к зоне художественно творческой деятельности. А сейчас, ребята, я приглашаю вас в мастерскую, где вы сможете показать свое мастерство и пополнить коллекцию своими украшениями. Дети выполняют украшения из пластилина и затем рассматривают готовые работы и выставляют на выставку.

Воспитатель: Ребята понравилась вам наша беседа? Чем больше всего понравилось заниматься?

Воспитатель: Будущее нашей страны, во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, свой родной край, чего хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми. На этом наша беседа окончена. Спасибо за работу.

Приложение 3

Конспект занятия

по художественно-эстетическому воспитанию

«Уральские самоцветы»

Программное содержание:

    Познакомить детей с красотой и разнообразием уральских камней.

    Расширить представление о подземных богатствах Урала.

    Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство патриотизма.

    Развивать творческие способности детей.

Оборудование: Выставка камней, минералов и поделок из уральских самоцветов; лупы, пластилин, дощечки; настенная физическая карта России.

Предварительная работа:

Подготовить (с помощью родителей) выставку камней и поделок из уральских самоцветов;

Чтение сказов П.П. Бажова «Серебряное копытце» и «Хозяйка Медной горы»;

Ход занятия:

Ребята, в какой стране мы живем? (Показ России на карте)

Как называется то место в России, где мы живем? (Урал – показ на физической карте России Уральских гор)

Мы живем в красивом краю, недалеко от Уральских гор. Эти места издавна славились своей красотой и несметными подземными богатствами.

Послушайте стихотворение:

Уральские горы

По каменным плитам,

Ведут за собой нас

В страну малахита.

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.

Какие произведения П.П.Бажова мы читали? (сказы «Хозяйка Медной горы» и «Серебряное копытце»)

О чем эти сказы? (о богатствах недр Урала, о камнях-самоцветах, о добрых и работящих людях, которые жили раньше на Урале)

Что такое сказ? Это сказка? (Павел Петрович Бажов много общался с рабочими, которые добывали подземные богатства, и легенды, которые ему рассказывали, переделывал в сказы, в которых есть и правда, и вымысел)

Отгадайте загадки по сказам Бажова.

Как звали козлика из сказа? (Серебряное копытце)

В кого превращалась ящерка? (в Хозяйку Медной Горы)

Как звали кошку в сказе «Серебряное копытце»? (Муренка)

Как звали девочку в сказе «Серебряное копытце»? (Даренка)

Что подарила Хозяйка Медной горы Степану? (малахитовую шкатулку)

Правильно! Молодцы!

А сейчас давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим коллекцию камней и поделок из них.

На Урале добывают уголь и железную руду, медь и никель, хром и асбест, золото и знаменитые уральские самоцветы. (показ)

На Урале добывают алмазы, этот прозрачный камень очень ценится. Он очень твердый, практически вечный. Он такой твердый, что может (если его заострить) спокойно разрезать стекло. Из алмазов делают очень дорогие бриллиантовые украшения.

Зеленый камень – изумруд. Не так давно на Урале нашли самый большой изумруд весом 6 кг 650 грамм.

Недалеко от нашего города, в Кунгуре, добывают селенит. Посмотрите, какой это теплый и красивый камень. Из него делают разные поделки.

А это змеевик. Как вы думаете, почему он так называется? (похож на змею, переливается)

Давайте мы с вами слепим ящерицу – Хозяйку Медной горы. (дети лепят по схеме)

Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал

Не забудет, не забудет

Наш богатый Урал.

Приложение 4

    Техники росписи камней

Одна из самых простых техник росписи - трафаретная. Данная техника используется для создания повторяющихся рисунков и широко применяется для росписи различных орнаментов и бордюров.

Если изображение состоит из нескольких цветов, используют соответствующее цветам количество трафаретов. Краску можно наносить как кистью и тампоном, так и аэрографом.

Аэрограф (Airbrush) - инструмент для точного дозирования краски, распыляемой под давлением воздуха.

Одно из преимуществ аэрографии - очень плавные переходы от одного цвета к другому (растяжки), и идеально ровное покрытие краской любой, даже сложно-искривленной поверхности. Данные преимущества, а также возможность получения линий различной толщины и степени размытости, сделало технику аэрографии одной из ведущих современных технологий в художественной росписи.

К традиционным техникам относится "сграффито" (итал. sgraffito или graffito, буквально - «выцарапанный»). Технология "сграффито" заключается в последовательном нанесении на плоскость стены тонких, окрашенных в различные цвета слоев штукатурки и дальнейшему процарапыванию рисунка. Изображение, выполненное в технике сграффито четкое, без полутонов, но имеющее выраженный рельеф.

3.1. Советы по росписи на камнях:

Раскрашивая камни, добавляя им детали краской, можно получать удивительные вещи.

Не все камни подходят для росписи. Возьмите камень в руки и посмотрите, как он выглядит. Некоторые камни слишком грубые и их трудно расписывать, а некоторые впитывают краску как губка. Для работы выбирайте камни, которые являются гладкими. На такие камни краска ложиться легче всего.

Прежде чем начать рисовать, необходимо подготовить камни. Хорошенько промойте их водой и дайте высохнуть. Подготовьте палитру, на которой будете смешивать цвета. Никогда не позволяйте акриловой краске высыхать на кисточке. От этого они становятся жесткими и ими невозможно работать. Поэтому, если Вы расписываете акриловой краской, всегда оставляйте кисть в воде.

На время работы надевайте старую одежду или специальные фартуки для творчества. Если акриловая краска попала на одежду, попробуйте оттереть ее старой зубной щеткой и мылом до того, как краска успеет засохнуть. Высохшую на одежде акриловую краску уже не удалить.

Рабочее место застелите газетой. Она защитит стол от случайного попадания краски и впитает в себя большое количество влаги, если случайно опрокинете стакан с водой. Детям лучше пользоваться банкой-непроливайкой.

Если при работе вы допустили ошибку, просто сотрите краску до ее высыхания или дайте ей высохнуть, а затем закрасьте.

    1. Материалы для работы:

Различные виды красок: акриловые, гуашь, акварель. Лучше использовать акриловые краски, они создают глянцевую поверхность и не требуют покрытия лаком. После высыхания не смываются водой.

Акриловые краски для камня - их можно приобрести в любом художественном магазине, главное сделать правильный выбор (они бывают для различных поверхностей – ткань, бумага, дерево, пластик и др., глянцевые или матовые, обычные и аэрозольные). Такие краски стоят дороже всех прочих, однако обладают множеством достоинств, таких как яркость и чистота цветов, лёгкость в растворении и смешивании, способность закрывать цвет основания при нанесении следующего слоя краски. Акриловые краски для камня быстро высыхают, образуя несмываемую эластичную пленку.

Различные гели и фломастеры для декорирования, для создания специальных эффектов.

Кисти различного размера. Для начинающего художника будет достаточно набора кистей из ворса пони или белки. Для акриловой краски выбирайте кисти из щетины.

Синтетические кисти разной ширины – натуральные не рекоммендуется использовать при работе с акриловыми красками, поскольку акрил губительно на них действует. Для мелких деталей могут пригодиться и зубочистки.

Лак для покрытия поделок. Прозрачный лак для финальной обработки изделий.

Карандаши для нанесения эскиза. Для светлых камней – черный карандаш, для темных – белый.

Подходящие камни – светлые, гладкие, плоские, желательно округлые или овальные. Более замысловатую форму можно так же выгодно использовать, придумав для валуна соответствующий образ. Хорошо, если вам удастся подобрать камни с плоским основанием, сохраняющие устойчивое положение не только на траве, но и на гладких поверхностях (например, кафеле). Вам могут пригодиться и пористые камни – из них можно сделать, к примеру, голландский сыр.

Растворитель для акриловых красок (промывать кисти после работы, удалять пятна на руках и т.д.)

Палитра для смешивания красок (если предварительно покрыть её фольгой, то после окончания сеанса не нужно будет использовать растворитель). Если нет палитры – берём любую поверхность, не впитывающую влагу (пластик, полиэтилен).

Влажная ткань х/б или бумажные салфетки (без пыли) для промокания кисти с краской – так можно избежать клякс на камнях. Для этого подойдёт старая футболка или полотенце.

Полиэтилен или газеты, чтобы застилать рабочее пространство.

Рабочая одежда – та, с которой вам не жаль распрощаться, потому как акриловые краски очень трудно отстирать. Идеально подойдёт одноразовый дождевик из целлофана.

    Этапы работы художественной росписи по камню :

Шаг первый: готовимся

Промойте камни мылом и высушите (можно феном). Оденьтесь в рабочую одежду и постелите на рабочей поверхности полиэтилен.

Шаг второй: грунтуем

Обработайте высохшие камни грунтовкой глубокого проникновения, которая наверняка осталась в любом доме после ремонта, и снова просушите.

Шаг третий: рисуем фон

Чтобы вместо краски не извлечь из тюбика отдельно жидкость и отслоившиеся цветные «хлопья», перед употреблением обязательно хорошенько взболтайте краску, постучав пузырьком об ладонь. Если вы ещё не определились с «персонажем» для камня – самое время это сделать, ведь пора наложить базовый фон (например, красный для клубники, синий для рыбки, зелёный для лягушки и так далее; для многоцветных композиций базовым будет тот, который в будущем займёт больше места на фигурке). Для этого разводим подходящий цвет водой в соотношении 1:1 (лучше использовать для разведения красок самые дешёвые кисти), при необходимости смешиваем краски для получения нужного оттенка. Если вам всё не удалось найти светлые камни для росписи, их следует сначала покрыть слоем светлой краски и просушить – так наложенные в будущем краски будут ярче и естественней. После наложения основного фона следует просушить его в течении 10-15 минут, которые можно потратить на работу со следующим экземпляром, если таковой имеется.

Шаг четвёртый: раскрашивание акриловой краской

Сделайте набросок для раскрашивания акриловой краской на бумаге, а затем тонким мягким «простым» карандашом - на каменной заготовке. Продумайте детали. После этого можно смело приступать к окрашиванию слоями, каждому из которых необходимо подсохнуть около четверти часа. В конце прорисуйте контуры самой тонкой кистью (чем жиже краска, тем лучше). Получившиеся садовые «скульптуры» можно по вкусу украшать любыми подручными материалами – блёстками, пайетками, бусинами, для закрепления которых клей не понадобится (их удержит дополнительная капелька краски).

Шаг пятый: сушим камни и сохнем сами

Изделия кладём под тёплую батарею, руки – под кран, а вот кисти - в растворитель, чтобы извлечь из пучка и из-под обоймы остатки забившихся красок.

Шаг шестой: защитный

Покрываем высушенные шедевры прозрачным лаком, который придаст цветам глубину и защитит краску от повреждения и выгорания на солнце. Теперь можно смело нести ожившие и «заигравшие» камни в сад, любоваться самим и удивлять родственников и знакомых, а так же водить соседей на экскурсии. При желании можно поселить свои творения и дома – они прекрасно украсят практически любой интерьер.

    Вывод

Со вкусом оформленный участок - это островок природы у дома, повышающий ценность и благоустроенность жилья. Украшая свой участок, художественно расписанными камнями позволит мне подчеркнуть все достоинства нашего участка и скрыть его недостатки, а может и превратить их в достоинства. Дизайн участка, выполненный в соответствии со вкусом и образом жизни, всегда сможет указать индивидуальность его владельца.

Все это в целом, может создавать уникальную живую композицию, сочетающую в себе красоту природы и творчество дизайнерского искусства.

Роспись на камне – это уникальная техника, так как она очень проста, понятна и доступна.

Созданные камни станут прекрасным подарком или украшением домашнего интерьера, приусадебного участка и будут радовать близких долгие годы.

Приложение 5

Фотоотчет по проекту «Удивительные камни»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни по теме «Уральские самоцветы»

Котова Ирина Владимировна
Воспитатель МКДОУ « Детский сад № 7» п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область.
Конспект образовательной деятельности в детском саду для детей старшей группы. Этот материал будет полезен педагогам, воспитателям. Технологическая карта оформляется в виде таблицы, колонки: 1 -этапы, 2 – содержание деятельности по каждому этапу, 3 – деятельность педагога по этапам, 4 – деятельность детей, тоже поэтапно. Строки – это этапы.
Возрастная группа: старшая
Тип НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации: подгрупповая
Цель: Развитие интереса у детей к природным богатствам родного края - Уральским самоцветам.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с уральскими самоцветами – малахитом и яшмой.
Развивающие:
- развивать у ребенка стремление к познанию природных богатств Урала, через познавательную, исследовательскую и продуктивную деятельность.
- стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за неё;
- укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
Учебно-методический комплект: Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2014г.
Средства:
наглядные – шкатулка с ювелирными изделиями, коллекция «Уральские самоцветы»
мультимедийные - презентация «В гостях у Хозяйки медной горы»
литературные - «Страна малахита» В.Степанов, «Уральские камешки» Римма Дышаленко
Планируемые результаты:
- ребенок проявляет интерес к малой родине, родному краю;
- ребенок обладает начальными знаниями о богатствах недр Урала (камнях – самоцветах);
- ребенок обладает креативностью, способностью к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности;
- ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;
- ребенок способен делать выбор;
- ребенок способен анализировать свою деятельность.

Этапы:
1. Вхождение в тему.
Мотивация на совместную деятельность.
Содержание деятельности:
Внесение шкатулки с ювелирными изделиями из камней самоцветов.
- Ребята, как Вы думаете, что в этой шкатулке?
- Хотите посмотреть?
- А Вы знаете, что это за камни?
- А откуда эти камни? Почему вам трудно ответить на вопрос?
- Хотите узнать?
Чтение стихотворения
"Уральские горы"
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей. (В. Степанов)
Деятельность педагога:
Мотивирует детей на совместную деятельность.
Поощряет детей к высказыванию.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Выражают собственные мысли.
Рассматривают Ювелирные изделия.
Выражают свое мнение.


2. Проживание темы
- Нас приглашает в гости Хозяйка медной горы.
Показ презентации «В гостях у Хозяйки медной горы»
(рудник, горняк, инструменты, необработанный малахит, обработанный малахит, ювелирные изделия из малахита).
1 сл.

2 сл.


3 сл.


4 сл.


5 сл.


6 сл.


7 сл.


8 сл.


9 сл.


Сопровождение презентации
2 сл. С глубокой древности внимание человека привлекал малахит. На Руси этот самоцвет всегда считали символом исполнения желаний.... Малахит – это полудрагоценный камень самоцвет.
3 сл. Добывают самоцветы в специальных местах - на рудниках. На рудниках работают горняки. Горняками называют людей, работающих в горной промышленности. Это люди, которые добывают полезные ископаемые, например: руду или уголь, а также камни - самоцветы. На картинке Вы видите горняка.
4 сл. Основными инструментами горняка является кирка. Кирка это - длинный плоский молот с острым лезвием на конце.
5 сл. Это необработанный малахит. Вот такой камень добыл горняк. На нем ещё плохо видны узоры.
6 сл. Потом камни привозят в ювелирные мастерские или ювелирные заводы. Там камень шлифуют, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор.
7 сл. Так выглядят обработанные камни. Малахит, является одним из самых красивых камней. ... Всевозможные переливы оттенков от светлого голубовато-зеленого до насыщенного темно-зеленого цвета присутствуют в этом камне....
8 сл. Давайте посмотрим на изделия из малахита. Это разные украшения: серьги, кольца, бусы.
9 сл. А также из малахита делают столы, вазы, сундучки.

Где добывают самоцветы?
- Кто добывает? Какие инструменты нужны для добычи?
- Что ещё делают из малахита?
Воспитатель показывает коллекцию Уральских самоцветов.


- Урал славится своими самоцветами на весь мир. Мы с вами познакомились уже с малахитом, попробуйте найти его в коллекции.
- Давайте познакомимся ещё с одним камнем самоцветом.
Воспитатель читает стихотворение.
"Уральские камешки"
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень - яшма -
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор -
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер. (Римма Дышаленко)
- Ребята, какой камень в коллекции яшма?
Достают камень из коллекции.
Деятельность педагога:
Рассказывает по ходу презентации.
Задает вопросы, обсуждает с детьми.
Показ коллекции
Задает вопросы стимулирующие мышление.
Чтение стихотворения.
Деятельность детей:
Слушают, воспринимают наглядную информацию.
Выражают свое мнение.
Обсуждают с воспитателем.
Восприятие наглядной информации. Рассматривание камней.
Восприятие художественной литературы.
Выражают собственные мысли.
3. Динамическая пауза
Физ. минутка «Путешествие по горам»
Мы сейчас в поход пойдем
До большой горы дойдем (ходьба друг за другом)
За высокими горами (поднимаем руки вверх)
По камням речку перейдем (ходьба на носочках)
Если встретятся медведи, (ходьба вперевалку)
Мы медведей обойдем (ходьба назад)
Если встретятся пещеры,
Мы пещеры проползем (ходьба в полуприсяде)
Шаг за шагом, шаг за шагом
В детский садик попадем (ходьба друг за другом)
Деятельность педагога:
Показ действий по ходу стихотворения.
Деятельность детей:
Двигательная активность.
4. Изготовление изделий.
- Хотите попробовать самостоятельно сделать украшения для себя или своих мам и бабушек? Из какого материала это можно сделать?
Мы с вами можем изготовить различные камни из пластилина.
- Как Вы думаете, как это сделать?
- Какие цвета нужно смешать для малахита?
- А для яшмы?
- Вот заготовки (касты) для разных украшений (разной формы и цвета).


- Выбирайте, какой формы кольцо вы будете делать, с каким камнем?
Подбирайте пластилин для малахита или яшмы.
Деятельность педагога:
Мотивация детей на продуктивную деятельность.
Обсуждает с детьми.
Предоставляет возможность высказать свои мысли, поощряет.
Предоставляет детям выбор материалов.
Предоставляет возможность сотрудничества детей.
Деятельность детей:
Обсуждают, выражают свои мысли.
Выбирают необходимые материалы.
Изготавливают украшение.
Демонстрируют.



5. Открытость, ориентация на самостоятельную деятельность детей, в среде, в семье
- Какие украшения Вы сделали? С каким камнем?
- Вы довольны своей работой? Что было трудным?
- Кому покажите свое украшение? Вы можете научить других, делать такие украшения?
Я предлагаю вам создать коллекцию (выставку) изделий. Кого можно пригласить на выставку?
Интересно ли вам узнать о других камнях? Где можно узнать?
Мне было с вами очень интересно.
Деятельность педагога:
Активизирует обсуждение.
Деятельность детей:
Обсуждают, анализируют, делятся впечатлениями.

Евгения Полякова
Проект «Удивительные камни»

Паспорт проекта

Программное содержание :

1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.

3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .

4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.

6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Актуальность проекта

Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.

Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.

Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .

Цель проекта :

познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи проекта :

Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;

Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

Организовать фотовыставку опытов;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;

Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;

Организовать мини-музей «Удивительные животные »

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.

Предполагаемый продукт проекта :

выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;

Список литературы :

1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.

4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;

– подбор методической литературы для реализации проекта ;

работа с родителями (разработка) ;

Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

– подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Основной этап-практический

– ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;

Создание проблемной ситуации;

– проведение опытов, экспериментов;

проведение итогового занятия-экспериментирования;

ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .

Заключительный этап

– создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;

Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;

Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

Создание фотовыставки опытов;

Анализ результатов проекта .

План работы :

Подготовительный этап

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

Основной этап :

2-я половина дня :

1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;

2) Развивающая игра «Умные камешки»

2-я половина дня :

1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня

2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

2-я половина дня :

1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .

1-я половина дня :

1). Опыт «Определение характера поверхности»

2). Рассматривание камней через лупу

2-я половина дня :

1). Изготовление поделок из камня

2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Заключительный этап :

1-я половина дня :

1). Создание фотовыставки опытов

2-я половина дня :

1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »

2-я половина дня :

1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »

Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

Методическое обеспечение проекта

Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»

Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»

Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Актуальность проблемы.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познает окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процессе реализации образовательного проекта «Камни - это интересно».

Задачи проекта:

  • формировать у детей подготовительного дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства;
  • формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами;
  • познакомить детей с ролью камней в жизни человека, некоторыми камнями, которые люди используют для своих целей с древних времён;
  • воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников;
  • способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • дети могут называть свойства камней;
  • дошкольники имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней;
  • ребята знают о пользе камней в природе и жизни человека;
  • дети могут находить сходства и различия у камней;
  • дошкольники составляют описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал;
  • оформление тематического альбома «Мир камней»;
  • создание коллекции камней.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Камни - это интересно»;
  • рассматривание предметов, сделанных из камня (украшения, вазочки, письменные приборы, скульптуры малой формы и др.);
  • знакомство с литературными произведениями: Братья Гримм «Беляночка и Розочка», «Почемучка»: Что такое подземные богатства? О чём шептались камешки? П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы»;
  • разучивание пословиц и поговорок о камне, проигрывание пальчиковой гимнастики «Как я камушек брала»;
  • просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история»;
  • рисование изделий, предметов из камня.

Сотрудничество с семьёй:

  • составление тематического альбома «Мир камней»;
  • творческий замысел своими руками «Превращение камешка»;
  • оформление совместно с родителями в группе «Коллекции камней»;
  • подбор художественной литературы и мултфильмов.

Итоговое мероприятие: выставка рисунков по произведению П. Бажова: «Малахитовая шкатулка».

Продукт проектной деятельности: рассказ о камнях с использованием иллюстраций и тематического альбома «Мир камней», оформление в группе «Коллекции камней», творческий замысел своими руками «Превращение камешка», выставка рисунков по произведениям П.Бажова.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Результаты

Форма регистрации
результата

1. Беседы «Откуда берутся камни?», «Камни в природе», «Камни. Как человек использует камни».

Формирование представлений детей о камнях: их назначении в природе и использовании человеком.

Конспект занятия «Камни».

2. Выставка детских творческих работ по произведениям П.Бажова

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка детских творческих работ.

3. Творческая мастерская «Превращение камешка»

Создание художественных образов на основе природных форм

Выставка творческих работ.

4. Совместная деятельность детей и родителей - подборка информации и оформление страничек для составления альбома «Мир камня».

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Оформление странички для альбома «Мир камня»

Занятие «В гостях у хозяйки Медной горы»

Цель: знакомство детей с разнообразием мира камней.

Задачи:

  • уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине);
  • познакомить со способами использования камня человеком (в строительстве, скульптуре, в создании украшений);
  • расширять представления о профессиях людей, работающих с камнем;
  • познакомить детей с тем, где и как добывают камень, какие инструменты используются для его обработки;
  • развивать разговорную речь детей, расширять активный словарь;
  • воспитывать интерес к наблюдениям, желание делать несложные опыты;
  • учить самостоятельно делать выводы, строить умозаключения;
  • побуждать детей к самовыражению в рисунке, развивать фантазию и творческое воображение;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение сказов П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хозяйка медной горы».

Подготовка к занятию.

Материалы для опытов:

4 прозрачных сосуда с водой, деревянные палочки;
- 4 подноса, на которых - разные по цвету, форме и величине камни; кусочки пенопласта, пластилина, сухой глины, древесины, мела, мыла, сахара;
- деревянный брусок, камень, молоток, 2 гвоздя.

Иллюстративный материал. Фотографии скульптур малых форм, изображающих людей и животных; архитектурных сооружений; станций московского метро; Японского сада камней; фотографии гор; каменных месторождений; фотографии или иллюстрации с изображением инструментов для обработки камня.

Выставка изделий из камня: коллекция минералов, ювелирные изделия, скульптуры малых форм, шкатулки, часы, картины, посуда, шахматы.
На отдельном столе для рисования: клеенки, бумага формата А3 и А4, цветные карандаши, сангина, уголь, акварель, гуашь, кисти разного размера, стаканчики с водой, тряпочки, палитра.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами читали сказ Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка». А сегодня к нам в гости пожаловала сама Хозяйка медной горы.

Входит взрослый в костюме Хозяйки Медной горы .

Хозяйка медной горы . Здравствуйте! Узнала я, что в этом детском саду дети много знают о природе, любят ее, берегут, хорошо разбираются в моем мире - мире камней. Что-то не верится мне, что вы так уж хорошо знаете, что такое камень; какими свойствами обладает.
Воспитатель . Да, наши ребята очень хорошо знают все это. Да ты, Хозяюшка, не сомневайся, а проверь лучше!

Хозяйка Медной горы предлагает детям разделиться на 4 команды и подойти к столам, на которых стоят сосуды с водой, палочки; раздает каждой команде по подносу с предметами.

Хозяйка Медной горы . А сейчас, ребята, возьмите с подноса по одному предмету, рассмотрите, ощупайте, понюхайте, взвесьте в руке (тяжелый предмет или легкий) и попробуйте определить, что это такое. А поможет вам в этом вода: опустите свой предмет в воду и размешайте ее деревянной палочкой. Посмотрите, тонет он или плавает на поверхности, растворяется, рассыпается, окрашивает воду и т.д. Сделайте вывод: все ли предметы являются камнями.

Дети проводят опыт, а Хозяйка Медной горы наблюдает за действиями детей, помогает советами, задает вопросы. В заключение спрашивает, что же за предметы были у них на подносах; помогает детям уточнить их свойства. Дети с ее помощью делают вывод: камни разнообразны по форме, величине, цвету; они твердые, не рассыпаются, не растворяются вводе, тяжелые - поэтому тонут в воде.

Хозяйка Медной горы . Да, действительно, все вы смогли определить среди большого количества разнообразных предметов камни. Они и с в самом деле очень твердые. А хотите увидеть, насколько камень тверже дерева?

Хозяйка Медной горы берет брусок и забивает в него гвоздь.

Хозяйка Медной горы. Смотрите, дерево хоть и твердое, но я могу легко забить в него гвоздь. А теперь попробую забить гвоздь вот в этот камень. Как вы думаете, у меня получится? (забивает). Что же произошло? Гвоздь металлический, твердый, но он согнулся при ударе о камень.

Ребята, мы с вами убедились, что камень очень твердый, прочный. Как вы думаете, как люди используют в своей жизни это свойство камня? (Строят здания, крепости, дороги). Например, Москва раньше была построена из камня (Москва Белокаменная). Еще люди делают скульптуру из камня. Скульптура изображает иногда человека, иногда животных (показ иллюстраций).
- Для чего люди создают скульптуру? Скульптура, как и другие древние каменные строения помогают нам совершить путешествие во времени, позволяют заглянуть в прошлое. Они настолько прочные, что сохраняются веками, благодаря чему мы видим и знаем, как жили люди много столетий назад: в каких зданиях они жили, как выглядели, какая у них была одежда, прически.
- А если мы с вами спустимся в метрополитен, что мы увидим? Станции Московского метро украшены камнем: арки, своды, полы и колонны, скульптуры, мозаики. Московское метро - самое красивое в мире.
- А в Японии ландшафтные дизайнеры создают прекрасные композиции - Сады камней (показ фотографий). В них камни разной формы, величины, цвета. Их располагают в садах, на газонах. Как вы думаете, для чего японцы создают такие сады? Они считают, что в Саду камней можно хорошо расслабиться, отдохнуть, поразмышлять, подумать, пофантазировать. Ведь сад выглядит все время по-разному - утром, днем или вечером, в солнечную и пасмурную погоду.
- Камни очень разнообразные. Они не только твердые и прочные, но еще и очень красивые. Приглашаю вас, ребята на выставку изделий из камня, посмотрите, что люди делают из этого материала. Чтобы создать такие красивые вещи, приходится потрудиться очень многим людям. Рождается камень в недрах земли; огромные богатства хранят в себе горы - это настоящая сокровищница планеты. В России это Уральские горы (показ фотографий). Добывают камни на специальных месторождениях, и сейчас для этого используется специальная техника.
С камнем работают люди разных профессий, давайте назовем их вместе: геологи, скульпторы, ландшафтные дизайнеры, строители, ювелиры, камнерезы, гранильщики. Существуют даже такие врачи - натуропаты - они тоже работают с камнем. Используя драгоценные камни разных цветов они лечат многие заболевания.
Многие поэты и писатели воспевали красоту камня. Кто может назвать таких авторов? А как много пословиц и поговорок о камне:
- Как вы думаете, что означает пословица «Вода камень точит»?
- А про какого человека говорят «У него каменное сердце»?
- А в каких случаях говорят «Застыл с каменным лицом»?
- Вот мы с вами, ребята, и выяснили, как люди используют камень в своей жизни. А теперь предлагаю вам поиграть:

С другом мы гулять пойдем, - встают парами, шагают на месте
Речку - каменку найдем.
Речка весело журчит -
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем - шагают на месте
По мосточку перейдем.
Мостик каменный стоит, - пальцы рук соединены перед грудью
Речка весело журчит. - руки вперед, движение «волна»
Из камней построен дом, - движение «кулачок об кулачок»
Мы с тобой в него войдем. - руки над головой в форме «крыши»
Домик прочный из камней,
Всегда открыт для друзей! - руки в стороны ладонями вперед

Хозяйка Медной горы. Слышала я, ребята, что вы очень хорошо рисуете. А помните, как Данила-мастер долго-долго не мог создать каменный цветок? Мне очень интересно, как вы себе представляете каменный цветок. Давайте пофантазируем! Пусть каждый из вас придумает свой каменный цветок и нарисует его любым из предложенных здесь материалов.

Дети выбирают бумагу и материалы, рассаживаются за столы, рисуют. После окончания работы все вместе организуют выставку, любуются рисунками.

Хозяйка Медной горы . Ребята, вы сегодня меня удивили! Какие у всех получились красивые, разные цветы! Прощайте, ребята, мне пора! А если вам захочется снова окунуться в удивительный мир камня - посетите музей камня в Москве. А еще - почаще смотрите вокруг себя, и вы непременно встретите молчаливых жителей моего каменного царства.



Случайные статьи

Вверх